Освещение в супермаркетах и гипермаркетах

Содержание:

Организация торговли в супермаркетах и гипермаркетах предъявляет высокие и одновременно специфические требования к освещению. Вид витрин с улиц, первое впечатление при входе, общая атмосфера и нюансы представления отдельных видов товара — все это непосредственно связано со схемами монтажа светотехники, типами осветительных приборов и видами источников света.

Оптимальная светотехника для ритейла

Более всего здесь востребованы светильники и системы освещения следующих 5 типов:

  1. Линейные (как светодиодные, так и люминесцентные).
  2. Магистральные/модульные (вид линейных систем, отдельные элементы которых соединяются в непрерывный контур).
  3. Светодиодные растровые (применяются в супермаркетах с подвесными потолками типа Армстронг).
  4. Купольные/high-bay (для монтажа в гипермаркетах с высокими потолками).
  5. Трековые (для акцентного освещения горизонтальных выкладок, а также во внешних витринах).

Типовые параметры перечисленного светового оборудования:

Рис. 1. Основные типы светильников для супермаркетов и гипермаркетов

Стандарты освещения в супермаркетах и гипермаркетах

Кроме технических параметров (освещенность, цветовая температура, коэффициент цветопередачи) неписанные отраслевые стандарты касаются и правил построения световых сцен (речь о т.н. «слоях» — функциональных группах света).

Освещенность

Главное отличие освещения гипермаркетов и супермаркетов от систем иного назначения заключается в том, что большинство визуально важных плоскостей здесь вертикальные. Поэтому нормы освещенности товара (300 - 1000 лк в зависимости от требований мерчендайзинга) должны соблюдаться по фронту стеллажей, а не по плоскости пола или полок.

Кроме того, освещенность должна распределяться равномерно по фронту стеллажа. Разница в значениях параметра для товаров на верхних и нижних полках не должна превышать 30 %. В то же время определенное уменьшение освещенности сверху – вниз считается полезным, так как соответствует распределению ценовых групп по высоте расстановки.

Достичь желаемого распределения светового потока можно 3 способами:

  1. Используя линейное/магистральное освещение по центральным продольным осям между линиями стеллажей (или поперек этих линий) с соблюдением правила «магического треугольника» со сторонами 1:4 (см. рис. 2).
  2. С помощью растровых светильников с эффективными рассеивателями.
  3. Посредством купольных светильников, подвешенных в гипермаркетах на высоте не менее 2h (где h — высота стеллажа).

Причина, по которой при освещении торговых рядов до сих пор применяют люминесцентные линейные лампы — простота конструкций корпусов. Лампа дневного света распространяет поток равномерно во все стороны перпендикулярно продольной оси. Поэтому даже примитивный рассеиватель или рефлектор хорошо распределяет поток по всей высоте стеллажей.

Чтобы добиться того же качества распределения с помощью линейных LED аналогов, применяются более сложные рассеиватели(микропризма HDP) и рефлекторы.

Рис. 2. Распределение светового потока в торговых рядах и правило «магического треугольника»

Цветовая температура и цветопередача

Существуют рекомендации по цветовой температуре и типам ИС, оптимально подходящим для различных групп товара:

Рис. 3. Зональные требования к цветовой температуре

Слои света

По функции и физическим параметрам световых потоков выделяют следующие слои:

Сложности с выбором светильников для супермаркетов и гипермаркетов?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО - еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».

Типы световых сцен

В рассматриваемой сфере используются однослойные и двухслойные световые сцены. Как правило, в небольших и средних супермаркетах система освещения:

Рис. 4. Однослойная световая сцена в супермаркете

В гипермаркетах, как правило, высокие потолки и огромные открытые площади. Поэтому там почти всегда монтируют двухслойное освещение, состоящее из амбиентного (высоко расположенные купольные светильники с лампочками оmni) и заливающего слоя (низко подвешенные линейные системы).

Однослойные заливающие сцены хороши для создания общей комфортной, оптимистической атмосферы. К тому же такие решения обычно требуют минимум капитальных затрат. Их минусы — они не всегда являются самыми энергоэффективными, не предусматривают зон эмоционального нюансного освещения и проигрывают по стилистике и продвижению бренда.

Двухслойные сцены освещения в крупных супермаркетах и гипермаркетах зарекомендовали себя оптимальными как функционально, так и экономически.

Дизайн светильников

В ритейле функция осветительного прибора превалирует над его внешним видом. Для среднестатистического супермаркета чем минималистичней и утилитарней дизайн светильника, тем лучше. Исключения связаны с брендированием (если бренд ассоциирует себя с определенной эстетикой) и ценовым зонированием.

При таком типе зонирования в местах скидок монтируют аскетичного вида подвесные лампы без абажуров, либо в плафонах подчеркнуто «промышленного» или «складского» дизайна. Кроме того мощность этих ламп сознательно занижают из расчета создания небольшого дефицита освещенности (скромный свет соответствует бюджетным предложениям). Соответственно, логика ценового зонирования работает и в обратную сторону: стенд с премиальной продукцией кроме трековых светильников может подсвечиваться дорогой люстрой, размещенной в центре трекового контура.

В ряде случаев значение имеет не дизайн, а расположение. Например, подвесные купольные устройства могут располагаться над кассами, чтобы кроме основной функции создавать дополнительный визуальный ориентир для пешеходного трафика (линию низких подвесов видно из любой точки зала).

Рис. 5. Люстры над отделом со свежими фруктами в гипермаркете

Проектирование систем освещения для ритейла

Профессиональное световое проектирование для супермаркетов и гипермаркетов объединяет 3 смежные дисциплины — концептуальный мерчендайзинг, дизайн и технико-экономическую оптимизацию.

Концептуальный световой мерчендайзинг

Речь здесь не идет о мерчендайзинге товаров. Это подготовительный этап проектирования системы освещения, помогающий сформулировать технические задачи. Как правило, результатом является список, определяющий, что и с какой целью необходимо освещать. Пример:

  1. Наружное освещение и витрины — продвижение бренда сети.
  2. Общий идеал — создание визуального комфорта в супер/гипермаркете, стимулирующего не спешить с покупкой, оставаться в помещении как можно дольше.
  3. Безопасность — деликатное, но акцентированное выделение световых указаний на аварийные выходы и другие зоны, направления экстренного значения.
  4. Помощь в выборе направления — сразу при входе в супермаркет или уже в торговом зале свет участвует в подсказке вектора трафика.
  5. Стандарт зонирования и освещения товара — по каждой поверхности выставляются требования по уровню освещенности (лк), световой температуре (К), качеству цветопередачи (%) и стабильности потока (ограничение мерцания).

Дизайн/проектирование

Инженеры исходят из данных:

Готовый проект содержит один или несколько вариантов схем освещения с расчетами освещенности (в т.ч. динамической и/или диммируемой, если необходимо), а также монтажные чертежи и полные спецификации осветительного оборудования.

Рис. 6. Послойная схема монтажа системы освещения в супермаркете

Экономика света

В экономических выкладках учитываются как исходные маркетинговые условия, так и базовые технические инструменты (расчеты номенклатуры и количества светильников, определение сроков окупаемости и т.д.):

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО - еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».

Комментарии

Анна Тимофеенко

Свет в супермаркетах — это чисто расчетная величина. Но стеллажи, холодильники, витрины и другое торговое оборудование создают тени, преграждают лучи. После их установки освещенность может снизиться на 20–30%. Поэтому лучше расчеты проводить с запасом.

Ирина Леонидовна

Большинство магазинов делают освещение по принципу - лишь бы видно было. Делали бы с учетом зон эмоционального нюансного освещения и по стилистике бренда, продаж было бы в разы больше!

Анастасия Куликова

Стало неожиданностью, что при использовании светодиодных светильников получилось сэкономить в магазине на закупке кабеля. Он нужен с меньшим сечением, т.к. они потребляют ток меньше, если сравнивать с газоразрядной лампой.